В данном разделе речь пойдет о работе с основными формами Базы данных, среди них:
Для того чтобы запустить Базу данных, воспользуйтесь ярлыком рабочего стола, либо меню Пуск -> Все программы -> Объемник -> База данных. Если по каким-то причинам этого ярлыка у Вас нет (например, после переустановки системы), тогда Вы можете запустить Базу данных из папки программы: V3DBase.exe для Windows и V3DBase для Linux, для пользователей MacOS достаточно запустить компонент "Проект ОБЪЕМНИК: Начало работы" (app). Обратите внимание на то, что при запуске исполняемого файла будет использована База данных настроек, соответствующая текущему году. Так, например, при запуске V3DBase.exe из папки программы будет использована база данных C:/Mebel/База2012.db, в 2013 году будет запущена база C:/Mebel/База2013.db и т.д. Если по каким-то причинам файла базы данных не существует, тогда она будет создана и будет необходимо провести ее настройку под текущую организацию и текущие папки программы.
Также Вы можете создать ярлык для запуска Базы данных и в поле объект указать конкретную базу данных для открытия, например: C:\Mebel\Bin32\V3DBase.exe C:\Mebel\База2012.db, такой ярлык будет открывать базу конкретного года. Более того Вы можете создать копию файла База2012.db с другим именем и создать еще ярлык. Т.е. в одном компьютере у Вас может быть любое количество баз данных, для любых организаций и нужд.
Итак, База данных запущена и Вы увидите следующее окно:
Также Вы можете обратить внимание на кнопку "Конструктору" и "Программисту". Эти кнопки раскрывают дополнительные возможности, не обязательные в каждодневном использовании, однако мы их также рассмотрим в соответствующих разделах справки.
Для того чтобы запустить Бланк проекта, необходимо в Главном окне Базы данных нажать кнопку "Новый проект", либо открыть уже существующий проект в "Списке проектов".
После запуска Вы увидите следующую форму:
Для того чтобы открыть Список проектов, необходимо в Главном окне Базы данных нажать соответствующую кнопку.
После запуска Вы увидите следующую форму:
Данная форма в основном предназначена для редактирования уже существующих проектов. Также она имеет рад дополнительных функций.
Для того чтобы открыть существующий проект щелкните в списке на интересующем Вас поле и после этого можно нажать кнопку "Открыть". Также для удобства Вы можете щелкнуть на любом из трех окошек предварительного просмотра проекта. После открытия проекта будет запущена форма "Бланк проекта" и по завершении работы с проектом Вы снова перейдете в "Список проектов".
Помимо открытия проекта Вы можете осуществлять поиск, нажав соответственно кнопку "Поиск", либо использовав сочетание клавиш Ctrl + F. При использовании поиска необязательно вводить полностью фамилию и инициалы, достаточно ввести несколько букв интересующего Вас клиента, например, если в поле Покупатель Вы ищите Виноградов Р.В., достаточно ввести в строке поиска "виноград" или другие сочетания букв, входящих в полную фамилию и инициалы искомого клиента.
Особого внимания заслуживают функции "Выгрузить" и "Загрузить". С помощью этих функций Вы сможете создавать резерв всех выбранных или каких-то конкретных заявок, отправлять их по почте и загружать в Список проектов с другого компьютера. Для того чтобы выбрать заказ для выгрузки или копирования достаточно поставить галочку в интересующей вас строке клиента в поле "Выб.", после нажатия кнопки "Выгрузить" появится диалоговое окно выгрузки проектов, в котором Вам уже будет предложено указать имя файла. Результат: архивный файл с расширением zip, который при желании можно открыть любым менеджером архивов. Внутри этого файла содержится проект, все чертежи, связанные с этим клиентом, выгрузка БД и т.д. При нажатии кнопки "Загрузить" Вам будет предложен выбор файла для загрузки, по завершению загрузки проекты из архивного файла будут в Вашем компьютере, как-будто ранее на этом компьютере и велась разработка этого проекта: все схемы, сметы, данные.
Функция "Копия" сочетает в себе выгрузку и загрузку одновременно (сделана по рекомендации пользователей). Такая функция нашла широкое применение, потому как позволяет работать с "шаблонными" проектами. Вы можете сделать уже несколько готовых проектов и просто очистить поле дата. В этом случае проекты окажутся в самом верху списка. По-желанию Вы сможете создавать копии шаблонов и редактировать их. Также Вы можете создать несколько копий одного и того же проекта и проводить их редактирование.
Для того чтобы запустить форму Каталоги, необходимо в Главном окне Базы данных раскрыть закладку "Конструктору" и нажать кнопку "Каталоги".
После запуска Вы увидите следующую форму:
При работе с данной формой Вы сможете создавать свои каталоги моделей, основанные на уже существующих библиотеках прототипах. Для этого достаточно написать свое название каталога в соответствующей ячейке и в выпадающем списке "Библиотека прототипов" выбрать ту библиотеку, на которой основан Ваш каталог. Сразу после добавления нового каталога он станет доступен в Бланке проекта и его можно будет выбрать при разработке проекта. Также Вы можете создать каталоги, которые будут доступны при работе с любыми другими каталогами. Такие каталоги называются "Общими" и для задания такого каталога Вам необходимо поставить галочку в поле "Общий", также библиотека прототипов на которой базируется этот каталог должна быть "Разделяемой" в том случае, если Вы хотите редактировать объекты, добавленные из общего каталога. Для чего это нужно: например, у Вас есть каталог моделей для проектирования деталей двигателя и каталог для проектирования деталей кузова. Каталоги разные и тому, кто занимается проектированием фары автомобиля нет никакого дела до поршня или колец двигателя, однако, и в том и в другом случае могут использовать крепежи, шпильки и пр., поэтому необходимо создать общий каталог для задания этих моделей, которыми будут пользоваться при проектировании и кузова и двигателя. Очень просто: для мебели "Общий" каталог включает в себя модели окон, дверей и прочих архитектурных элементов, доступных при проектировании шкафов, кухонь, ванных комнат и т.д.
Также в этой форме можно обзавестись моделями для текущего каталога, нажав соответствующую кнопку "Группы":
В этой форме можно указать папки, в которых находятся Ваши модели, после этого при проектировании эти модели будут доступны при добавлении объектов. Путь к папке моделей подразумевает их расположение в папке моделей на жестком диске (Обычно для Windows C:/Mebel/Модели и /home/домашняя_папка_пользователя/.Mebel/Модели для Linux и MacOS). Поэтому, чтобы не путаться Вы можете нажать на ячейке "..." и в появившемся диалоговом окне выбрать существующую папку с моделями или создать новую папку и затем в нее сохранить необходимые модели. Также для упорядочивания названий моделей можно использовать соответствующие кнопки вниз и вверх (в самом верху около названия группы моделей).
Для расчета цены Вы можете для каждой группы моделей задать ценовые модификации, нажав соответствующую кнопку "Настроить группы модификаций". В появившемся диалоговом окне укажите, какие модификации возможные для групп моделей:
Для того чтобы запустить форму Библиотеки прототипов, необходимо в Главном окне Базы данных раскрыть закладку "Конструктору" и нажать кнопку "Библиотеки прототипов".
После запуска Вы увидите следующую форму:
При работе с данной формой Вы сможете создавать свои библиотеки прототипов. Для этого достаточно написать название и произвольное имя файла, далее указать путь к файлам библиотеки. Путь к файлам начинается с пути к папке прототипов (для Windows C:/Mebel/Прототипы и /home/домашняя_папка_пользователя/.Mebel/Прототипы для Linux и MacOS). Чтобы не путаться с путями достаточно нажать в ячейке "..." и выбрать папку с существующими макросами, либо создать новую, а потом ее заполнять.
Также в этой форме можно обзавестись групповыми параметрами, назначив их в таблице "Параметры библиотеки", однако в последнее время все больше и больше прототипов нуждаются в визуальном отображении при использовании групповых параметров. Забитые в этой таблице параметры никоим образом не скажутся на внешнем виде проекта, поэтому эту таблицу обычно оставляют пустой. Однако, если Вы обзаведетесь параметрами библиотеки, тогда кнопка "Материалы" станет активной для текущей библиотеки и эти параметры библиотеки можно будет настраивать под себя.
Основным назначением формы "Библиотеки прототипов", помимо создания в ней новых библиотек, является редактирование уже существующих прототипов. Для того, чтобы отредактировать прототип, нужно выбрать в списке необходимую библиотеку и нажать кнопку "Состав", после запуска формы "Прототипы конструкций" приступить к редактированию.
Кнопка "Создать" существует для создания в папке библиотеки файла базы данных, который считывает Графический редактор. Однако, по завершению работы с Библиотекой прототипов файлы библиотеки будут автоматически обновлены. Кнопку "Создать" можно нажать для принудительного обновления этих файлов (в основном используют разработчики).
Любую из созданных библиотек можно сделать "Разделяемой", поставив напротив нее соответствующую галочку. В этом случае, какой-бы каталог Вы не выбрали, прототипы этой библиотеки будут доступны для создания и редактирования. На сегодняшний день рассматривается вопрос о задании всех библиотек прототипов разделяемыми в связи с тем, что у многих пользователей мощные компьютеры и как таковых проблем с объемом загружаемой информации при запуске Объемника у них не возникает, однако, я бы рекомендовал для повышения общей производительности делать разделяемыми только самые необходимые библиотеки. Например, для производства мебели разделяемая библиотека содержит прототипы окон, дверей и прочих изделий, которые могут пригодится при проектировании любой мебели: кухонь, шкафов и прочего.
Для того чтобы запустить форму Прототипы конструкций запустите Библиотеки прототипов(в Главном окне Базы данных раскрыть закладку "Конструктору" и нажать кнопку "Библиотеки прототипов"), выберите необходимую библиотеку для редактирования и нажмите "Состав".
После запуска Вы увидите следующую форму:
При работе с данной формой Вы сможете создавать свои прототипы. Для этого достаточно написать Наименование прототипа, далее указать имя файла, содержащего изображение прототипа, файл макроса, с помощью которого производится расчет (столбец Макро расчета) и файл макроса для создания и редактирования прототипа (столбец Макро объектов). Для упрощения всех этих операций достаточно использовать кнопки, расположенные в верхнем углу, а именно: заст. (позволяет указать расположение картинки прототипа), расч. (позволяет указать файл макроса для расчета, произвести его редактирование и тест расчета), объект (позволяет назначить макрос для объекта, произвести его редактирование и тест построения объекта). После нажатия одной из вышеперечисленных кнопок (заст, расч или объект) нажимайте Обзор - для выбора файла, Макро - для его редактирования, Тест - для запуска теста.
Кнопка "Модуль" позволяет произвести редактирование "Пользовательского модуля":
Что такое Пользовательский модуль? Это набор функций, которые наиболее часто используется в расчетах прототипов. Отличительная особенность этого модуля - его сохранение в базе в формате BLOB, таким образом отсутствуют какие-либо ограничения в количестве этих функций (технически - до 600 Мб текста - свыше 1500 страниц функций). Эти функции описываются согласно языка программирования EcmaSCRIPT, о чем в справке приведен целый раздел под названием "Скрипты". Также Вы можете посмотреть уже готовое заполнение Пользовательского модуля на примере прототипов мебели и понять общий принцип. Все функции Пользовательского модуля будут доступны в формулах прототипов. В перспективе при активном заполнении пользовательского модуля возможно его расширение в 10 и более раз, если потребуется.
При работе с формой "Прототипы конструкций" Вы можете создавать копии прототипов, при том не только в пределах текущей библиотеки, а также копировать их в другие библиотеки. Для этого достаточно выбрать необходимый прототип и нажать "Копировать", затем в текущей библиотеке или в другой нажать "Вставить". Если будет использована та же библиотека прототипов, скопированный прототип будет содержать те же макросы объекта и расчета, то же изображение; однако при копировании его в другую библиотеку, помимо таблиц библиотеки будут скопированы изображения и макросы, в случае совпадения имен, файлы будут переименованы и будут ссылки в скопированном прототипе на новые имена файлов. Эта функция позволяет помимо использования "Разделяемых библиотек" создавать дубликаты в различных библиотеках для одного и того же прототипа, а затем проводить его модификацию, т.е. Вы можете задать один очень крутой и параметрический объект, к примеру, затем его скопировать n раз и проводить модификации, добавлять и убирать свойства (шаблонный метод).
Вообще, сам по себе процесс описания прототипа достаточно сложный, не только с технической точки зрения, а также и с точки зрения его отладки. Вам придется проводить неоднократное тестирование в бою Ваших прототипов. Попытаюсь в более-менее понятной форме объяснить, каким образом задавать прототип:
Важно понять один принцип: например на рисунке выше вы видите тип S2 и его формулу. Если не использовать эту форму, тогда можно было бы записать следующим образом: S2 = S-S1-S3-4*HDSP. Таблица выражения при запуске расчета именно так формирует макрос. Поле Формула никак не ограничено по длине. Вы можете писать там любое количество строк, разделяя их точкой с запятой (;). Например, Вы можете создать тип Test и в поле значение написать 100. Таким образом, после подстановки будет выражение Test = 100. Если Вы захотите продолжить - можно поставить точку запятой и описать условие, например: 100; if (S > 100) Test = 200; if (S > 500) Test = 300 и т.д. В приведенной формуле значение Test будет приравниваться 100, а затем будет меняться в зависимости от параметра S. Что можно использовать в таблице Выражения: все имена, описанные в параметрах, все формулы, описанные в Пользовательском модуле, все константы, описанные в Константах, всю мощь языка программирования EcmaSCRIPT, описанного в руководстве пользователя в разделе Скрипты.
Кнопка "Список значений" станет активной, если в закладке "Параметры" Вы выберите для любого параметра прототипа тип параметра "Набор значений". В этом случае при нажатии кнопки "Список значений" вы увидите диалоговое окно, в котором можно также указывать любые значения, возможные для параметра. Вот пример значений для параметра "Тип окна" при проектировании пластиковых окон:
Кнопка "Константы" открывает общий набор констант для всех библиотек прототипов. Важно то, что эти константы доступны также в Графическом редакторе при выполнении макросов. Также эти константы можно использовать в выражениях, деталях, длинномерах, фурнитуре, а также в Пользовательском модуле. Здесь забиваются самые важные константы, например, толщина листа, какие-то типоразмеры и т.д.:
Кнопка "Группы" запускает форму редактирования Пользовательских групп параметров:
Подведем итоги: здесь есть все необходимые инструменты для создания прототипов, их тестирования и отладки. С первого взгляда можно сказать, что модель параметрической графики достаточно сложная, но на самом деле, меньшим объемом вводимой информации не обойтись. Здесь есть свои преимущества и недостатки: преимущество в том, что везде используется один и тот же язык скриптов для создания графических объектов и программирования базы данных, недостаток - сложность описания прототипа. Поэтому для того чтобы Вам создать собственный прототип нужно как следует постараться, зато это будет рабочая конструкция, которая будет работать изо дня в день и оправдает себя многократно в используемом Вами времени на разработку проектов. Попробуйте для начала сделать какой-нибудь прототип, похожий на существующий, только с нуля. В тот момент когда я разрабатывал прототипы у меня ушло 2 года на создание 43 параметрических объектов. Они себя оправдали полностью и с лихвой, поэтому если у Вас не будет быстро получаться - не расстраивайтесь. Ведь это фундаментально и многие люди, которые будут пользоваться Вашим прототипом будут рады и благодарны за проделанную Вами работу.
Для того чтобы запустить форму Прайс-лист расходных материалов, необходимо в Главном окне Базы данных раскрыть закладку "Конструктору" и нажать кнопку "Прайс-лист расходных материалов".
После запуска Вы увидите следующую форму:
При работе с данной формой Вы сможете создавать свои материалы, использовать Фильтры для быстрой сортировки материалов прайса. Для задания материала достаточно написать его название в поле Конкретно, затем выбрать Назначение материала, его Групповое имя, единицу измерения и стоимость. Для ускорения процесса вы можете скопировать материал и несколько материалов, для этого нужно щелкнуть на номере материала правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбрать "Копировать", затем также щелкнуть и нажать "Вставить". Вставку можно проводить сколько угодно раз. Важно понимать, что при нажатии "Копировать" Вы используете системный буфер обмена, именно поэтому скопированные строки можно вставить в другой программе, например в Excel или Word.
Для создания новой группы материалов используйте кнопку "Типы материалов". При этом появится форма, в которой можно поправить текущие группы материалов, а также создать новые:
Используйте кнопку "Единицы измерения" для их задания:
Используйте кнопку "Обработка деталей" для задания кромок, которые в дальнейшем будут доступны в закладке "Детали" при разработке прототипов:
Особого внимания заслуживает кнопка "Доп.для деталей", которая позволяет задать коэфициент технологических потерь для любого материала типа Деталь:
Документация по работе с остальными формами будет дополняться в процессе работы. Если работа какой-то из форм Вам кажется не совсем понятной, можете сообщить об этом на почту info@mebelsoft.org и мы подготовим пояснение по интересующей Вас форме Базы данных.
В данном разделе речь пойдет о том, как настроить Базу данных для работы. Вообще, каких-либо настроек Вам проводить не требуется, потому как при установке все работает запуском ярлыка с рабочего стола для любой установленной у Вас операционной системы. Будет это Linux или Windows или MacOS. Однако, после переустановки системы или переносе Вашей копии программы на другой компьютер Вам возможно потребуется провести настройку программы.
В первую очередь это касается ярлыков рабочего стола. Для этого создайте ярлык запуска Базы данных и в свойствах ярлыка в поле объект укажите путь для запуска Базы данных, например C:\Mebel\Bin32\V3DBase.exe C:\Mebel\База2012.db, если конкретную базу данных для открытия не указывать, тогда будет открыта база данных, соответствующая текущему году, например, База2013.db в 2013 году и т.д.
Что касается настройки путей и прочего. Вы можете запустить файл первой конфигурации Объемника, который выполнит всю необходимую работу. Этот файл называется firstconfig.exe и находится в папке с исполняемыми файлами. Обычно это папка C:/Mebel/Bin для Windows, к тому же если после переноса программы путь к программе остался неизменным, тогда проводить первую конфигурацию не требуется.
Вы можете провести конфигурацию путей вручную, если потребуется, использовав для этого Главное окно Базы данных. Раскройте закладку "Программисту" и нажмите кнопку "Пути". В результате появится форма настройки путей:
После того как Вы настроили пути можете открыть Новый проект и запустить из него Графический редактор нажав соответствующую кнопку "Графика", тем самым обновятся настройки Графического редактора под новые пути. Далее в Графическом редакторе зайдите в меню Параметры -> Установка, зайдите в закладку "Установки" и укажите путь к текстурам для вашей ОС, если Вы проводили настройку с помощью firstconfig.exe этот пункт Вы также можете пропустить:
Поэтому если Вы переносите Объемник с одного компьютера на другой, желательно не менять путь установки Объемника и перенести как есть. Много параметров, но ничего не поделаешь, большому кораблю - большое плаванье.
В данном разделе справки мы изучили работу с Базой данных проекта Объемник, ознакомились с основными формами и возможностями. Также научились задаваться выражениями, поняли их суть, что форма просто облегчает создание комплексного макроса расчета прототипа, теперь стало ясно, что Код выражения и само выражение - целая строка, объединенная знаком "=" в обычной форме записи. Также узнали о "Разделяемых" библиотеках прототипов и о группах моделей, называемых "Общими". Научились создавать папки для своих моделей и дополнять существующие каталоги новыми моделями.